Минимизировать

ПРИМЕЧАНИЯ

изоморфизм и гомоморфизм — логико-математические понятия, выражаю­щие соответственно одинаковость (изоморфизм) и уподобление (гомомор­физм). Системы А и А' изоморфны, если между их элементами, а также функциями, свойствами и отношениями, осмысленными для этих систем, существует или может быть установлено взаимно-однозначное соответствие. В этом случае каждую из систем А и А' называют изоморфным образом другой. Более слабое отношение подобия описывается в понятии гомомор­физм. Так, если фотографический план изоморфен конкретной местности, то схема гомоморфна. Для того чтобы наполнить математические абстрак­ции культурным материалом, обратимся к принципу единства структуры (то есть изоморфизму) сфер ментальности — социальности-деятельности, заявленному в настоящей монографии. Эта закономерность постулируется на основании анализа безграничной культурной феноменологии и носит универсальный характер. Причем многие тонкие исследователи культуры (историки, социологи), не формулируя сам предложенный закон, указывают на его частные следствия. Так, например, Померанц пишет: «Понимание причинности как механического толчка, полученного одним атомом от другого, развилось в Греции, где само общество было атомизированно...», — напротив: «... китайцы и жили семьями и родами и мыслили родами (лэй). Социально-культурная невычлененность личности и логическая невычлененность отдельного, ассоциативная (или коррелятивная) связь каждого предмета с предметами „того же рода" шли рука об руку» (Померанц Г. По ту сторону символов. Знание—Сила. 1995. № 12). Многие исследователи указывают на структурное единство общества и концепции Бога (Единого, Целого). Эти сущности выступают взаимоотображениями. Отталкиваясь от анализа конкретного материала, Г. С. Кнабе делает вывод: «Принципы ди­зайна, категории теоретической мысли и отложившийся в народном созна­нии образ общественной деятельности обнаруживают в Древнем Риме опре­деленную изоморфность» (Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М., 1993. С. 134). В завершение укажем, что изоморфизм культуры продуктивно рассматривать в единстве с принципом фронтальности.

региональные онтологии — категория постклассической философии. Со­гласно «неклассической» парадигме можно говорить о познаваемости от­дельных фрагментов и локусов реальности, мир же как единое целое не существует. Есть фрагменты, локусы, срезы и аспекты, для ориентирования в которых мышление всякий раз создает особый гноселогический аппарат и строит особую Р. о. Употребление этой категории часто связывается с опы­том философии Э. Гуссерля.

ментальность (менталитет) — утверждающаяся в последние годы ка­тегория исторического и философского знания, описывающая системную целостность интенций, ценностных установок, моделей понимания, оценки и переживания, лежащую в основаниях сознательного и бессознательного. Определяя собой целостность человеческого поведения, М. переживается как нечто безусловное, самоочевидное и трудно фиксируется сознанием. Категория М. описывает общие характеристики массового сознания. Она достаточно устойчива, изменяется со сменой исторических эпох (в этом смысле можно говорить о средневековой или античной М.) и задается цивилизационными особенностями. В значительной степени именно М., наряду с системой социального воспроизводства и предметной средой, оказывается сферой со­хранения цивилизапионной (культурной) самотождественности конкретно­го общества.

Определяя ментальность, можно привести суждение М. Рожанского: «Понятие mentalite утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как по­правка XX в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. mentalite означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессозна­тельного, логического и эмоционального, то есть глубинный и потому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций. mentalite связано с самими основаниями социальной жизни и в то же время своеобразно исторически и социально, имеет свою историю» (Рожанский М. Ментальность: Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 459).

прафеномен — термин восходит к Гете, использовался Юнгом и рядом других авторов. П. — идеальный тип, прообраз существ и вещей. В нашем контексте добавлено ещё и значение первично отчуждённого другого от пе­реживающего я. Изначально синкретический, П. в результате отчуждаю­щей дуализации расщепляется на отчуждаемое нечто (другое), данное пере­живающему я в виде объекта эмпирического опыта, и его идеальный паттерн, мерцающий в бессознательных слоях психики. Этот идеальный паттерн, собственно П., в традиционном значении репрезентирущий первичное онтическое единство я и другого, в изначальном синкретически нерасчленённом потоке спонтанного существования (см. принцип энергетического панпсихиз­ма) позволяет не только «узнавать» и экзистенциально природнять внеположенные опыту объекты, но и практически их осваивать и «изобретать», открывать и прозревать на его основе новые эмпирические модификации.

инверсия (лат. inversio — переворачивание, перестановка) — термин, исполь­зуемый в различных областях знания (лингвистике, химии, математике, культурологии) для обозначения процесса, в ходе которого некоторые из исходных параметров исследуемой системы претерпевают переворачивание. В результате система получает новое состояние, которое оказывается перевер­нутым, зеркальным исходному. Так, в геологии известна И. геомагнитного поля — изменение полярности магнитного поля Земли на обратную. Север­ный полюс становится Южным, и наоборот. Логика инверсионных отношений наиболее широко разработана в математике и общей теории симметрии.

онтический (греч. ov <ontos> — сущее) — в самом общем смысле, О. — связанный с бытийственными первоосновами, первоприродный, первичносущий. Понятие О. используется в истории философии, а также в более широ­ком гуманитарном дискурсе.

синкрезис (-тизм) (греч. sinkretismos — соединение, объединение) — фило­софское понятие, описывающее: 1) нерасчлененность как характеристику начального, неразвитого состояния какого-либо явления; 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней античности. Одно из ключевых понятий нашего исследования, что соответствует тенденции придания ему все боль­шей значимости в современном широком гуманитарном дискурсе. С. как качество, определяющее нерасчлененный конгломерат имплицитно-потен­циальных смыслов, чрезвычайно содержателен, поскольку это качество в равной степени присуще как человеческой ментальное™, особенно на стадиях ее генезиса, так и объективной реальности. Понятие С. соотносимо с первич­ным хаосом, который не манифестирует никаких сущностей в явленном, эксплицированном виде, но содержит в потенции весь космос смыслов, спо­собных быть пережитыми человеком и воплотиться в знаковых формах.

хронотоп — категория, введенная в литературоведение и культурологию М. Бахтиным. В общем смысле - пространственно-временное единство, присущее художественному мышлению, особенно древнему. X. — целостная мыслеформа в координатах «здесь и теперь» — синкретический квант спон­танного нерефлективного мироощущения.

фрактальность — категория топологии. Строгое определение Ф. требует привлечения специальных математических понятий. В общем смысле Ф. можно понимать как тип построения пространственных структур. Фрактальные структуры или структуры, которым свойственна Ф., отличаются масштабной инвариантностью. Речь идет о структурной тождественности элементов разных масштабов. Так, в иерархичных структурах элемент произвольно взятого n-ного уровня структурно тождественен элементу уровня п+1. В качестве наглядного примера можно привести кровеносную систему или развитую систему ветвей дерева. Структура кровеносной системы, ветвящейся и расходящейся крупными сосудами от сердца, повторяется на бо­лее локальном уровне мелкими сосудиками и далее на мельчайшем - ка­пиллярами. Так же построена система ветвления: отходящая от кроны крупная ветка дробится на более мелкие, а последняя на маленькие веточки, в соответствии с единой структурой.

В культуре Ф. выражается в структурном изоморфизме феноменов самых различных уровней. Когда мы сталкиваемся со структурным подо­бием патерналистского государства, сельской общины и патриархальной семьи — перед нами пример Ф. социокультурного целого. Когда мы обнару­живаем структурное единство мифоритуального комплекса, телесериала и анекдота - перед нами также пример Ф. культурного универсума. Ф. куль­турного космоса, не будучи сформулирована в строгих терминах, схватыва­ется человеческим сознанием и находит свое выражение в искусстве и ар­хитектуре. Яркий пример этого — один из элементов архитектурного решения временного, деревянного. Мавзолея Ленина, сконструированного и построенного по разработкам академика Щусева. Не забудем, что в становя­щейся советской мифологии Мавзолей брал на себя функции храма, а зна­чит являл модель космоса. Так вот, при постройке Мавзолея использова­лись специальные латунные гвозди, изготовленные по эскизам Щусева. Шляпки этих гвоздей имели форму усеченной четырехгранной пирамиды, то есть воспроизводили структуру Мавзолея, являя собой идею повторения образа великого в мельчайшем.

апофатический — восходит к А. теологии. А. или отрицательная теология стремится адекватно выразить абсолютную трансцендентность Бога путем последовательного отрицания всех его атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим относящиеся к нему представления и понятия. Разработана Псевдо-Дионисием Ареопагитом. Соответственно, апофатическое понимается в значении невыразимого в системе содержательных утверждений.

когеренция (когерентность) (лат. cohaerentia — сцепление, связь) — физи­ческий термин, описывающий согласованное протекание во времени несколь­ких процессов, колебательных или волновых, разность фаз которых постоянна. В философском и культурологическом дискурсе — внутреннее, сущностное согласование каузально не связанных между собой процессов и явлений, в своей целокупности образующих некий синтетический феномен.

фронтир (англ. frontier — граница) — понятие Ф. аккумулирует в себе смыс­лы границы государства, а также границы с неосвоеным пространством и самого этого пространства (в том числе и пространства интеллектуального и научного поиска — сферу слабо или совсем неисследованного). В частно­сти, Ф. разделяет заселенные и освоенные территории и зону догосударственного, племенного быта. Понятие фронтира относится к значимым мо­ментам американского мифа.

эгрегор — употребляемое в системе эзотерического знания понятие для обо­значения некоторой запредельной сущности, представляющей собой диск­ретное и в то же время текучее и изменяющееся энергетическое образова­ние. Э. содержит в себе сумму информационных значений и сумму интенций. Воздействует на психику конкретных людей, через активность которых эти изначальные энергетические импульсы опредмечиваются.