Минимизировать

Часть ПЕРВАЯ

СТРУКТУРНАЯ МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Первая часть книги посвящена проблемам структурной морфологии культуры. Первостепенное внимание будет сосредоточено на основных законах образования и функционирования смысловых конструкций, которые, опредмечиваясь, порождают весь необозримый мир культурных феноменов. Опираясь на опыт философского и предметно-научного анализа, мы хотели бы подчеркнуть один методологический момент. Объектом нашего исследования являются самые первичные, самые базовые формы ментальности и её предметного воплощения в культуре. Поэтому описание этих процессов и феноменов с помощью терминов и понятий, обозначающих более поздние формы, производные от этих самых прафеноменов, не может быть адекватным. Исследовательская мысль часто оказывается в ловушке, используя лексику современного дискурса, типа «экономика» «социальность», «религия» и т. п., для описания становящихся форм. В результате происходит не только модернизация вроде «древнеегипетской эстетики», но и принципиальная трансформация сущностей, подгоняемых под слова. Сами термины и понятия вследствие этого теряют определённость, становятся расплывчатыми и необязательными. В конце концов конвенциональные границы терминов и понятий не выдерживают напора динамики внутреннего смысла и взламываются окончательно. Тогда от понятийно-терминативной конструкции остаётся абстрактный индекс, которым каждый произвольно обозначает всё что угодно.

Поэтому мы стараемся везде, где возможно, избегать объяснения первичного через вторичное, становящегося через ставшее, понимая, разумеется, что принципиальная задача выработки методологического аппарата исследования первичных и становящихся форм культурной активности представляет собой отдельную и невероятно трудную задачу.

Именно стремление избежать вышеозначенной методологической ловушки вынуждает нас вводить новые термины, и определения, избегая более привычных, но неспособных отразить те ментально-культурные процессы, которые находятся в центре исследования.

Соответственно, наш подход к проблематике культуры можно охарактеризовать как структурно-генетический, где системные основания ищутся на путях выявления исходных универсалий.