Минимизировать

КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА

Книга основана на оригинальной авторской концепции культуры и методологии культурологического знания. Особенностью дискурса является его связующее положение между сферой философии и предметными областями науки. В центре авторской концепции стоит задача установления изоморфной связи между структурами ментальности и полем историко-культурной феноменологии. Отсюда — двучастный характер композиции книги. Вторая - историософская часть следует за первой, посвященной структурно-генетическим механизмам смыслообразования. Одна из важнейших целей, преследуемых авторами, состоит в выявлении единых понятийно-категориальных оснований, позволяющих связать в системное целое разрозненные предметы, исследуемые различными направлениями современного гуманитарного знания: синхронный и диахронный срезы культуры, сферу человеческой ментальности, феноменологическое поле культуры, социологию и законы мышления, психоанализ и семиотику.


Изложенные в работе идеи и положения имеют научно-творческое значение и представляют интерес для широкого круга читателей, погруженных в проблематику гуманитарного знания.

 

Минимизировать

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Пролегомены

Культура и природа

Культурология как наука о смыслах

Культурология и философия

Культура и цивилизация

Вводные определения

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

СТРУКТУРНАЯ МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Глава I. У истоков культурогенеза

§ 1. От природы к культуре

§ 2. Первичные антиномии культурного смыслообразования

§ 3. Партисипация и отчуждение

§ 4. Принцип аксиологической дуализации как фундаментальный способ смыслополагания в культуре. Механизм функционирования и снятия оппозиций. Инверсия и медиация.

Резюме к главе I

Глава II. Первотектон и структурно-содержательные основания культурного смыслополагания

§ 1. Пролегомена первотектона

§ 2. Первотектон: между природой и культурой

§ 3. Нулевой цикл первотектональных проекций

§ 4. Числовые значения

§ 5. Визуальные фигуры

§ 6. Ролевые образы

§ 7. Мифологемы

Резюме к главе II

Глава. III. Культурно-бессознательное

§ 1. Общие понятия

§ 2. Структурная модель сферы культурно-бессознательного

§ 3. Фронт рефлексии

§ 4. Интенциональные константы

§ 5. Завершающая формула смыслогенеза

Резюме к главе III

Глава IV. Семиозис и культура

§ 1. Подход к проблеме

§ 2. Знак в процессе культурогенеза

§ 3. Семиотический цикл

Резюме к главе IV

Глава V. Структурно-семантический каталог

§ 1. Подход к проблеме

§ 2. Структурно-семантический каталог

§ 3. Городская мифологема в автомодели культуры. Опыт анализа с применением принципа структурно-семантического каталога.

§ 4. Принцип иерархии

§ 5. Структурно-семантический каталог и методология цивилизационного анализа

Резюме к главе V

Примечания

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

САМООРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

Введение

Глава VI. От структур к истории

§ 1. Гносеологические парадигмы

§ 2. Механизм культурной динамики

Глава VII. От доистории к истории

§ 1. Магия и цивилизация

§ 2. Ритуал как отправная точка распада синкрезиса

Глава VIII. Эволюция субъекта культуры

§ 1. Индивид, паллиат, личность

§ 2. Об исторической эволюции субъекта культуры

§ 3. Эволюция субъекта и эволюция истории. Концепция параллелизма.

Глава IX. Цивилизация индивида

§ 1. Родовой человек субъект истории

§ 2. Эпоха становления

§ 3. Исторические судьбы цивилизации индивида в последующие эпохи

Глава X. Цивилизация паллиата

§ 1. Паллиат как таковой

§ 2. Оппозиция варварцивилизация

§ 3. Оппозиция должноесущее

Глава XI. Цивилизация личности

§ 1. Личность как социокультурный тип

§ 2. Вехи цивилизации личности

Глава XII. Резюме ко второй части. Общая схема культурно-исторического процесса.

Примечания

Заключение

Литература

Сноски