Минимизировать

РЕЗЮМЕ

 

Предлагаемая читателю книга органически объединяет философию и теорию культуры с исторической и психологической антропологией в рамках разрабатываемой автором смыслонегетической концепции. В центре исследования – феномен Дуалистической революции, отчасти сопоставимый с ясперсовским осевым временем, но осмысленный с принципиально иных позиций. Экспонируется новый взгляд на мировую историю, где эволюция ментальности, цивилизационных укладов и самой человеческой субъектности рассматривается как единый процесс. В рамках этой парадигмы разрабатывается ряд частных тем: эволюции человека как субъекта истории в противопоставлении её концепции абстрактного «философского» человека, утвердившегося в новоевропейской науке, описание глубинных механизмов культурно-генетического процесса в единстве его экзистенциальных, семиотических и феноменологических аспектов, выявление алгоритмов жизненных циклов исторически преемственных культурных систем и стратегий человека по адаптации к пребыванию в пространстве культуры.

Поскольку универсальной основой всякой мыслительной и культурной практики человека, по убеждению автора, выступает бинарный код, то основную интригу книги можно сформулировать и по-иному: как различия в способе оперировании бинарными оппозициями отражается на формировании различий ментальных, цивилизационных и субъектных? Такая постановка вопроса требует углубления в когнитивные и историко-генетические первоосновы дуализма, а также анализ исторической эволюции   оперирования бинарными кодами и выстраиваемых на их основе смысловых отношений.

            Метод исследования определяется автором как неоклассический. Он специфичен тем, что отражает позицию культуролога, ясно отделяемую от позиции традиционно мыслящего философа и призван преодолеть «двойной тупик»: с одной стороны, традиционного новоевропейского рационализма с его жёсткостью, закрытостью, доктринёрством и претензиями на абсолютную истину и, с другой стороны, постмодернизма с его релятивизмом, эклектикой и локализмом.

            Выявление законов взаимосвязи типов цивилизаций с историческими типами, ментальности и алгоритмами жизненных циклов культурных систем позволяет применить знание этих законов в широком спектре научно-теоретических и социально-практических областей: философия истории, психоистория,  герменевтика, культурно-историческая антропология социология, социальная и практическая психология, политология, социальное проектирование, геополитика, прикладная культурология, конфликтология, футурология и ряд других.

 

SUMMARY

 

            The given  treatise – according to the original author’s “sensogenetic” concept – combines organically philosophy and theory of  culture with historical and  psychological anthropology. The subject of investigation is the phenomenon of  “Dualistic Revolution” partly comparable with K. Jaspers’s Axial Age but considerate from quite another point of view. The new approach to the world history, proposed in the book, regards the evolution of mentality, various civilizations and human subject itself as integral process.

            Within the frames of this paradigm a number of special themes is developed. Among them are the following: the evolution of a human being as a subject of historical process as opposed to the concept of abstract “philosophical man”, became firmly established in the modern European science; the description of inherent machinery of cultural-genetic process taken as an integrity of its existential, semiotic and phenomenological aspects; the revealing of the algorithms of historically successive cultural systems’ living cycles and human strategy for adaptation to a certain cultural space. So far as author supposes the binary code to be the general basis of any kind of mental and cultural activity, the key problem could be formulated otherwise. That is, how do the differences between patterns of operating with binary oppositions influence the forming of mental, civilizational and peculiaries in various cultures?

            In order to answer this question it’s necessary to penetrate deeply into cognitive and historical-genetic basis of dualism and carry out profound analysis of the historical evolution of operating with binary codes and sense relations emerged on this particular background.

            The author himself defines his original method as neoclassical one. The peculiarity of this method consists of the fact that it underlines clearly great difference between the culturelogical stand-point and philosopher’s common way of thinking. Its aim is to overcome the “double dead-end” of the traditional European rationalism with its rigidness, doctrinairism and pretensions to arrive at absolute truth – on the one hand, and postmodernism with its relativism, eclecticism and localism – on the other.

            The exposure of the patterns of interconnection between diverse types of civilizations, historical types of mentality and algorithms of cultural system’s vital cycles provides the possibility to apply to the vast field of various theoretical and social-practical disciplines, such as: philosophy of history, psychological history, cultural-historical anthropology, sociology, social and practical psychology, politology, social planning, geopolitics, applied culturelogy, futurelogy  and some others.